Попугай Жако

Попугай ЖакоСерые попугаи жако – рекордсмены по способности к воспроизведению человеческой речи. Они – великолепные имитаторы. Жако без труда можно сначала научить насвистывать какие-нибудь мелодии, а позже и разговаривать. Несмотря на поговорки о птичьих мозгах, попугаи не просто болтают слова, а говорят их «в тему»!
Желательно покупать молодых ручных жако в возрасте до 6 месяцев. Чтобы жако заговорил, нужно заниматься с ним непродолжительное время, лучше несколько занятий в день по несколько минут. Слова надо произносить медленно, четко и раздельно, необходимо использовать ассоциативный способ обучения речи: употреблять слова и выражения исключительно в моменты, когда та или иная фраза уместна. Способности к разговору и предпочтения в выборе звуков у серого попугая индивидуальны. Иногда жако может с легкостью запомнить редко, но эмоционально сказанное слово или фразу и не проявить интереса к ежедневно повторяемым словам

Интеллект жако 
Раз попугай умеет говорить, может ли он освоить некоторые элементарные логические и философские понятия? Надо вспомнить, что у ребенка процесс общения основан на формировании у него прочных связей между предметом и его обозначением, между ситуацией и высказыванием. Так, человек опознает предмет и называет его. Взяв за основу вышесказанное, специалисты из университета штата Аризона (США) разработали методику социального моделирования. Социальное моделирование – это моделирование диалога между людьми. Только теперь, место одного из людей отводится для попугая. Краснохвостому жако, по кличке Алекс, показывают разные предметы, называют их и стимулируют птицу правильно опознавать их и обозначать с помощью речи. Вот как это происходит. Двое или трое обучающих разговаривают между собой в присутствии птицы. Один из них (назовем его основным обучающим) показывает другому какой-нибудь предмет, например ручку, карандаш или яблоко, и спрашивает: «Что это? «. За правильный ответ основной обучающий хвалит своего партнера и дает ему названный предмет «для игры». Жако по природе очень общительны, и Алексу не нравится, если на него не обращают никакого внимания. Он ревниво следит за людьми, пытается криками привлечь их внимание. Но крики и даже выученные ранее слова не помогают. Тогда жако старается вмешаться в диалог, это срабатывает: наконец-то его «замечают». Роль второго и третьего обучающего (если таковой имеется) состоит в продуцировании ответов-образцов, которые должен усвоить попугай. И на определенной стадии такого общения Алекс начинает пробовать повторять репликиответы. Получается примерно такой диалог.
О б у ч а ю щ и й (спрашивает человека): – Брус, что это? (показывает тюбик с зубной пастой).
Б р у с (громко): – Паста.
О б у ч а ю щ и й: – Молодец! На – пасту. (передает ему тюбик).
А л е к с: (перебивает) А… а…
О б у ч а ю щ и й: – Алекс, ты это хочешь? А что это?
А л е к с: – Па… па…
О б у ч а ю щ и й: – Говори лучше!
А л е к с: – Па-а-а…
О б у ч а ю щ и й: – Нет. Ирен, что это?
И р е н: – Па-а…
О б у ч а ю щ и й: – Лучше!
И р е н: – Па-ста (подчеркивая звуки «с» и «т»).
О б у ч а ю щ и й: – Теперь правильно. Скажи еще раз. Ирен повторяет и получает тюбик, после чего снова произносит слово «паста», держа тюбик в руке.
А л е к с (сидя на крыше клетки, тянется за тюбиком): – Па!
И р е н: – Говори лучше. Что это?
А л е к с: – Па-а-а…
И р е н: – Еще лучше…
А л е к с: – Па-та!
И р е н: – Ну, ладно, ты хорошо постарался. Бери пасту. Алекс играет некоторое время с тюбиком, обычно не дольше 5 минут. После чего занятие продолжается.
Пара жако на воле общается с помощью дуэта – так называемого антифонального пения. Каждый из партнеров исполняет свою партию – что-то вроде позывных. Такие партии обычно закреплены за каждой птицей. Однако в отсутствие одного из партнеров другой может исполнить его часть дуэта. Получается, что он как бы зовет своего друга по имени. Улавливаете сходство? В комнатных условиях жако тоже предлагается дуэт, только реплики в нем разные (в зависимости от предмета), а партнеры – люди. Так, вместо природных сигналов птица осваивает человеческий язык.

Категоризация и абстрагирование 
Когда жако овладевает языком до определенной степени, становится ясно, что и он может распределять предметы по категориям. Для него карандаш – это карандаш, а не ручка, независимо от того, черный он или красный, короткий или длинный. Чтобы достичь этой стадии владения категориями, Алекса вначале обучили таким понятиям, как «тот самый» и «другой». Нужно было, чтобы он понял, что отличающиеся друг от друга предметы могут относиться к одной и той же категории и что один и тот же предмет, демонстрируемый в разное время и разными преподавателями, все-таки остается одним и тем же.

Форма, цвет, фактура 
Жако нужно демонстрировать предметы разного цвета и разной формы, добиваясь определения того и другого предмета и по отдельности, и вместе. Это легко сделать, показывая листы бумаги разного цвета и разной формы, далее можно добавить лоскуты тканей и кожи также разной формы и цвета. При таком обучении Алекс научился определять форму (треугольная, четырехугольная) и цвет (розовый, голубой, красный, зеленый и, что очень интересно, различать материал по фактуре: отличать, например, бумагу от кожи. Однако ошибки неизбежны. Алекс мог спутать кожу и бумагу при демонстрации издали. Но когда получал предмет в свою лапу, то процент ошибок значительно сокращался.

Общее и различное 
После того, как жако усвоил наименования 30–40 предметов, обучающие смогли научить Алекса выделять общие, сходные черты предметов и те признаки, которые эти предметы отличают. Так, например, если Алексу показывали одинаковые по форме кусочки кожи и бумаги и спрашивали: «Что общее?», – жако отвечал: «Форма». Если демонстрировали красный мел и красное яблоко, то попугай отвечал: «Цвет».

Устный счет 
Попугая можно научить определять количество предметов, по крайней мере, до шести. Во всяком случае, Алекс это делает. При демонстрации предметов разной формы вводятся такие понятия, как треугольная и четырехугольная. Это может относиться как к листу бумаги, так и к коже, лоскуту, картону и т. п. Затем обучающий показывает два-три и т. д. одинаковых предмета. После этого можно будет демонстрировать уже две группы предметов разного качества и количества. Вот как это получается у Алекса. Ирен раскладывает перед своим питомцем пять предметов, три из которых – ключи. «Сколько ключей?» – спрашивает она. «Пять», – отвечает Алекс. «Нет, не сколько игрушек, а сколько ключей?» – «Три», – говорит попугай.

Самообучение 
Если жако неправильно отвечал на вопрос, то обучающий говорил «нет», и предмет на некоторое время убирали. Алекс уловил связь между негативной ситуацией и отрицанием «нет» и научился произносить слово «нет» в соответствующих ситуациях. Этим отрицанием он заменил свой резкий сигнал недовольства. Иногда он ленился отвечать на вопрос (с пернатыми учениками это тоже случается) или не хотел, чтобы его гладили. Тогда Алекс говорил «нет». На первых порах ему приходилось подкреплять свое «нет» укусом, если непонятливые тренеры настаивали на своем. Обучающие заметили, что Алекс использует свое знание наименования предмета, когда хочет получить этот предмет, но не всегда было понятно, определяет ли жако предмет или просто хочет получить его. Тогда они ввели в лексикон птицы слово «хочу», чтобы разграничить процесс называния предмета в ходе обучения и просьбу получить этот предмет. Птица усвоила, что просьбу нужно оформить соответствующим образом, например: «Хочу карандаш». Научно доказано, что между интеллектом и инстинктами существует прямая связь: чем более развиты инстинкты, тем меньше животному нужно учиться. У попугаев многие инстинкты природа заменила способностью учиться, что в значительной мере облегчает приспособление к новым условиям. Именно эта способность обучаться делает попугаев жако желанными питомцами во многих домах.