Пчеловодство — одно из самых древних занятий человека. Люди, жившие еще до нашей эры, знали, что такое пчелы и как раздобыть мед. Упоминания о пчеловодстве можно найти в произведениях Аристотеля, Геродота, Гомера.
Во многих древних культурах пчел считали священными насекомыми, а все, что они давали человеку: мед, воск, маточное молочко, забрус и даже пчелиный яд — высоко ценилось знахарями и врачевателями.
Палеонтологи утверждают, что пчелам 40 млн лет. Именно такой возраст у самой древней пчелы, которую ученые обнаружили в куске окаменевшей смолы — янтаре. Скорее всего, история медоносной пчелы началась еще раньше.
Фрески из Испании, изображающие человека, разоряющего гнездо с дикими пчелами, были нарисованы примерно в VI тысячелетии до н. э.
Можно предположить, что в те далекие времена были и потребители продукции пчеловодства. Любое живое существо обязательно входит в пищевую цепочку. Птиц и млекопитающих тогда не было, только динозавры. Отсюда можно сделать вывод: возможно, существовали гигантские ящеры, которые любили и потребляли мед.
Пчела — одомашненное насекомое (как и тутовый шелкопряд), только в отличие от других она совершенно не изменилась ни внешне, ни по повадкам. Хотя, скорее, говорить нужно, что человек с пчелой «притерлись» друг к другу, научились совместно существовать.
Ученые склоняются к мнению, что человек целенаправленно 10 тыс. лет назад взял под охрану пчел для получения меда.
Пчеловодство было широко известно уже в Древнем Египте. Сохранились подробные рисунки древних ульев и изображения работ на пасеках. Кстати, в Древнем Египте мед и прополис использовали не только в пищу, но и как ингредиенты для производства бальзамических смесей.
Историю пчеловодства можно разделить на четыре этапа:
- охота человека за дикими пчелами;
- бортевое пчеловодство;
- колодное пчеловодство;
- современное пчеловодство.
Применялись пчелы и как оружие: истории известны случаи, в частности, из полулегенд об английском короле Ричарде I Львиное Сердце, когда вражеское войско с помощью катапульт закидывали глиняными ульями, полными пчел.
Охота за дикими пчелами
Сахара в далекие времена не было, поэтому сладкое можно было получить только у диких пчел.
Со временем человек понял, что для добычи меда необязательно уничтожать весь рой, достаточно аккуратно срезать соты. Тогда он стал забирать одну часть меда себе, второй делился с лесными духами, а третью оставлял пчелам.
Люди набрались опыта, придумали лестницы, для того чтобы дотянуться до дупла с гнездом, примитивные дымари, бортничьи топоры, кошки для лазания по деревьям. Постепенно добыча меда становилась нужной, уважаемой и выгодной работой.
Деревья с пчелиными гнездами считались собственностью. Их помечали специальными семейными символами. Многие из них впоследствии стали основой для геральдических гербовых знаков дворянских и шляхетских родов.
Ученые-историки единодушны во мнении о происхождении графических догеральдических и геральдических знаков значительной части средневековых дворянских гербов. Речь идет о колюмнах, гамеидах, гонтах, молеттах, мотовилах, скобелях и прочих геральдических изображениях. Принято считать, что изначально эти знаки переходили из одного поколения к другому как бортевые метки. То есть ими помечались борти, из которых брала мед та или иная группа людей, чаще всего члены одной семьи или клана. Затем этот же знак стали использовать как
тавро для клеймения скота, а потом — и когда нужно было пометить недвижимость для облегчения идентификации. Таким образом, всего за пару столетий обычные метки, предназначенные для предотвращения воровства меда, стали сокровенным знаком и гербом различных родов.
Бортевое пчеловодство
Постепенно люди поняли, что пчелы могут жить рядом с ними. В стволах расположенных недалеко от дома деревьев стали вырубать, а позднее и выжигать искусственные дупла, пригодные для заселения пчелиными семьями. Так появились первые борти.
Процесс их изготовления был несложным, но довольно долгим. Выбирали дерево необходимой толщины, ствол срезали на высоте 6-8 м от земли, в оставшемся стволике с торца выдалбливали небольшое углубление. Полученную заготовку не трогали несколько лет.
За это время вода, скапливающаяся в углублении, вызывала гниение стволика и он постепенно размягчался изнутри. Затем его легко выдалбливали.
Внутрь борти помещали деревянную крестовину — опору для будущих сотов. Вырезали отверстие-леток, а с противоположной стороны делали большое отверстие, через которое пасечник впоследствии доставал соты. Это отверстие закрывали широкой доской, крепко привязанной к борти.
С началом бортевого пчеловодства закрепилась частная собственность на пчел: у каждой борти был свой хозяин.
Свежеизготовленную борть оставляли на два-три года незаселенной. Ей нужно было хорошенько выветриться и просохнуть.
Пчеловоды вкладывали свой труд и время в пчелиное благополучие, всячески защищали и оберегали пчелиную семью от посягательств других людей и животных. При этом они знали, что если забрать у пчел весь мед, то семья погибнет.
В Центральной Европе бортевое пчеловодство бурно развивалось в так называемые темные годы — в начале Раннего Средневековья. В это время узаконили права бортников: за разорение чужих бортей в Киевской Руси предусматривались большие штрафы, а в Великом княжестве Литовском такое преступление каралось смертью.
Продукты пчеловодства стали очень востребованными в те времена. Мед тогда был единственной по-настоящему сладкой пищей, доступной европейцу со средним достатком. Воск также находил широкое применение в хозяйстве.
Леса, где во множестве селились пчелы, причем в бортях, созданных человеком, объявлялись заповедными. В них запрещалась вырубка, а также любая другая хозяйственная деятельность кроме бортного промысла.
Колодное пчеловодство
Колода, в которой живут пчелы, — это та же борть, только сделанная в обрубке дерева, который можно поставить куда угодно. Это позволяет наблюдать за пчелиными семьями, обслуживать их и собирать мед.
Сначала колоды поднимали на высоту и крепили их к стволам деревьев веревками. Считалось, что на высоте пчелам лучше, к тому же это была хоть какая-то защита от медведей. Затем колоды стали выстраивать в ряды на небольших подставках.
Чуть позже появились плетеные ульи — так называемые сапетки. Их плели из лозы, затем обмазывали глиной. Ульи получались более легкими, чем колоды. Однако они были плохо защищены от непогоды и от таких врагов пчел, как грызуны. Самый главный недостаток примитивного пасечного пчеловодства — для забора меда из улья пчел вытравливали серой.
В XVIII-XIX вв. появился так называемый линеечный улей. Он состоял из традиционной колоды со съемной крышкой. Пчеловод устанавливал на колоду продольные параллельные друг другу деревянные линейки, на которых пчелы выращивали соты. Когда наступало время медосбора, их можно было вытащить, аккуратно подрезав с боков. В таких ульях пчелиные семьи удавалось сохранять по много лет.
Как добывали мед в старину
Добыча и продажа меда были многоступенчатой индустрией, и перед тем как появиться в розничной продаже в какой-нибудь лавке или превратиться в ароматную медовуху в корчме, мед проходил через цепочку перекупщиков.
Во главе стоял купец перекупщик-оптовик. У него была большая наработанная клиентура пасечников. Он скупал весь мед, который ему готовы были продать. Причем закупать этот продукт купцы старались как можно раньше, в самом начале сезона, когда колоды с пчелами еще стояли на пасеках.
В зависимости от региона сезон сбора меда растягивался с начала июня по конец июля. Первыми его собирали пасечники Кавказа и Туркестана, последний мед в сезоне покупали у пчеловодов Урала и русского Севера.
Обязательно заключались договоры на поставку, которые почти никогда не нарушались. Купец и пасечник долго торговались, договаривались о цене и в итоге «били по рукам». Это и являлось заключением договора. Купеческое слово стоило дороже любой бумажки с печатью.
За мед-сырец купец платил примерно три рубля серебром за пуд, сотовый мед уходил где-то по три рубля с полтиной. Он пользовался большей популярностью среди покупателей, но его продавали совсем немного.
Вообще цены разнились в зависимости от региона. В 1855 г. в южных российских губерниях цена на мед в сезон его получения была примерно два целковых с полтиной серебром за пуд, а через год цена поднялась почти до четырех с половиной серебром.
Процесс получения меда раньше назывался выбиванием.
Не все производители продавали свой товар еще до начала его выбивания. Некоторые продавали мед уже после изъятия и часто оставались с большей выгодой, чем другие. В этих случаях перекупщикам-купцам оставалось только покупать уже готовый мед в бочках.
Обязанностью купца было обеспечить пасечников специальными бочками, кадками и «серниками» — холстинами, пропитанными расплавленной серой, с помощью которых замаривали (а если назвать вещи своими именами, убивали) пчелиную семью.
Серник поджигался, и струя едкого дыма направлялась в специальное отверстие в колоде. Все остальные отверстия, включая леток, при этом плотно закрывались.
Для того чтобы семья погибла, хватало получасового окуривания.
Затем ульи с погибшими семьями свозились к месту непосредственно выбивания. Занимались выбиванием специально обученные люди, получавшие за свои труды две копейки с каждой выбитой колоды.
Процесс выбивания проходил следующим образом. Специальная толстостенная медовая кадка устанавливалась на ровный участок земли без верхней крышки. Над ней устанавливались козлы. С колоды снималось дно и высыпалась основная часть пчелиного подмора, затем два человека брали ее с двух сторон и с размаху опускали на подготовленную кадку. Причем не просто опускали, а били колодку о козлы над кадкой. От удара соты отрывались и падали внутрь вместе со всем содержимым: с пергой, расплодом и частично оставшимися на сотах мертвыми пчелами.
После наполнения кадки ее содержимое переливали в большую по размеру бочку и снова устанавливали под козлы.
В бочках мед уплотняли деревянными кольями, то есть давили и перемешивали все вместе: мед, мертвых пчел, воск и пергу, личинки и пчелиные яйца.
Бочки не наполнялись до краев, чтобы всплывший вверх воск не сорвал крышки, закупоривались и в таком виде хранились.
Вся эта малоаппетитная смесь называлась медом-сырцом, и именно в таком виде его покупали купцы-перекупщики.
Сырец продавался дальше по цепочке посредников и попадал в руки очистителей меда.
Мед очищали осенью, выбрав для этого погожий денек. Процесс был предельно прост: бочку с сырцом устанавливали на козлы и в днище просверливали маленькое отверстие. Мед начинал стекать в заранее подставленную посуду.
Первое ведро спущенного сладкого густого вещества считалось наивысшего качества. Остальные — обычного. В холодные дни загустевший мед плохо стекал из бочки, в этом случае процедуру проводили в натопленной бане.
Стоит отметить, что пасечники не весь мед превращали в сырец. Часть его аккуратно доставали из колод вместе с сотами и продавали по спецзаказам или же оставляли для личных целей. В свободной продаже сотового меда в дореволюционной России почти не было.
Оставшийся после спуска меда восковой лом переплавлялся в восковые бруски, подвергаясь многократной очистке.
Воск в те времена применялся куда более широко, чем сейчас.
Современное пчеловодство
В конце XVIII-XIX вв. количество пчелосемей на каждого бортника, да и количество самих пчеловодов сократилось. Причиной стало стремительное развитие сахарной промышленности. Сахар из тростника варили в больших количествах. Он был доступным для среднего класса. Кроме того, производить хмельные напитки также стали на иных видах сырья.
Однако настоящее открытие в пчеловодстве в XIX в. упростило работу с пчелами и удешевило получение меда. Это открытие — рамочный улей.
Авторство приписывается российскому пчеловоду украинского происхождения Петру Ивановичу Прокоповичу. Первый разборный рамочный улей он построил в 1814 г. Вместе с тем некоторые исследователи утверждают, что первый рамочный улей представил миру польский пасечник и исследователь Ян Джержон в 1838 г.
Но, как бы то ни было, первый рамочный улей официально запатентовал выдающийся американский пчеловод итальянского происхождения Лоренцо Лангстрот в 1851 г. Он создал улей, в который рамки опускаются сверху вниз. Такой конструкцией и поныне пользуется большинство пасечников мира. Мед стали собирать без умерщвления пчелиной семьи.
В 1857 г. немецкий пчеловод-изобретатель Иоган Меринг придумал так называемую вафельницу для производства специальной вощины, которая вставлялась в ранее изобретенные рамки. Она облегчала жизнь пчелам и придавала сотовому меду аккуратный вид.
Проблему нехватки свободных сотов решили с помощью центробежной медогонки, которую в 1865 г. изобрел отставной майор австро-венгерской армии Франц Грушка. До этого мед или выжимали из сотов с помощью пресса, или вытапливали.
Содержание большого количества пчелиных семей стало малорентабельным из-за большой трудоемкости производства меда и других продуктов пчеловодства.