История пчеловодства

История пчеловодства

Пчеловодство — одно из самых древних занятий человека. Люди, жившие еще до нашей эры, знали, что такое пчелы и как раздобыть мед. Упоминания о пчеловодстве можно найти в произведениях Аристотеля, Геродота, Гомера.

Во многих древних культурах пчел считали священными насекомыми, а все, что они давали человеку: мед, воск, маточное молочко, забрус и даже пчелиный яд — высоко ценилось знахарями и врачевателями.

Насекомое, навек застывшее в янтаре
Насекомое, навек застывшее в янтаре

Палеонтологи утверждают, что пчелам 40 млн лет. Именно такой возраст у самой древней пчелы, которую ученые обнаружили в куске окаменевшей смолы — янтаре. Ско­рее всего, история медоносной пчелы нача­лась еще раньше.

Фрески из Испании, изображающие человека, разоряющего гнездо с дикими пчелами, были нарисованы примерно в VI тысячелетии до н. э.

Можно предположить, что в те далекие времена были и потребители продукции пчеловодства. Любое живое существо обя­зательно входит в пищевую цепочку. Птиц и млекопитающих тогда не было, только ди­нозавры. Отсюда можно сделать вывод: воз­можно, существовали гигантские ящеры, ко­торые любили и потребляли мед.

Пчела — одомашненное насекомое (как и тутовый шелкопряд), только в отличие от других она совершенно не изменилась ни внешне, ни по повадкам. Хотя, скорее, говорить нужно, что человек с пчелой «при­терлись» друг к другу, научились совместно существовать.

Тутовый шелкопряд
Тутовый шелкопряд — единственное кроме пчелы одомашненное насекомое

Ученые склоняются к мнению, что чело­век целенаправленно 10 тыс. лет назад взял под охрану пчел для получения меда.

Пчеловодство было широко известно уже в Древнем Египте. Сохранились подробные рисунки древних ульев и изображения ра­бот на пасеках. Кстати, в Древнем Египте мед и прополис использовали не только в пищу, но и как ингредиенты для производства бальзамических смесей.

Историю пчеловодства можно разделить на четыре этапа:

  • охота человека за дикими пчелами;
  • бортевое пчеловодство;
  • колодное пчеловодство;
  • современное пчеловодство.

Применялись пчелы и как оружие: истории известны случаи, в частности, из полулегенд об английском короле Ричарде I Львиное Сердце, когда вражеское войско с помощью катапульт закидывали глиняными ульями, полными пчел.

Охота за дикими пчелами

Сахара в далекие времена не было, поэтому сладкое можно было получить только у ди­ких пчел.

Со временем человек понял, что для добычи меда необязательно уничтожать весь рой, до­статочно аккуратно срезать соты. Тогда он стал забирать одну часть меда себе, второй делился с лесными духами, а третью оставлял пчелам.

Изображение в Паучьей пещере (Испания): человек, разоряющий жилище пчел
Изображение в Паучьей пещере (Испания): человек,
разоряющий жилище пчел

Люди набрались опыта, придумали лест­ницы, для того чтобы дотянуться до дупла с гнездом, примитивные дымари, бортничьи топоры, кошки для лазания по деревьям. По­степенно добыча меда становилась нужной, уважаемой и выгодной работой.

Деревья с пчелиными гнездами считались собственностью. Их помечали специальны­ми семейными символами. Многие из них впоследствии стали основой для геральдиче­ских гербовых знаков дворянских и шляхет­ских родов.

Гнездо диких пчел
Гнездо диких пчел

Ученые-историки единодушны во мнении о происхождении графических догеральди­ческих и геральдических знаков значитель­ной части средневековых дворянских гер­бов. Речь идет о колюмнах, гамеидах, гонтах, молеттах, мотовилах, скобелях и прочих ге­ральдических изображениях. Принято счи­тать, что изначально эти знаки переходили из одного поколения к другому как бортевые метки. То есть ими помечались борти, из ко­торых брала мед та или иная группа людей, чаще всего члены одной семьи или клана. Затем этот же знак стали использовать как

тавро для клеймения скота, а потом — и ког­да нужно было пометить недвижимость для облегчения идентификации. Таким образом, всего за пару столетий обычные метки, пред­назначенные для предотвращения воровства меда, стали сокровенным знаком и гербом различных родов.

Пчелы тропиков иногда обходятся без дупла
Пчелы тропиков иногда обходятся без дупла

Бортевое пчеловодство

Постепенно люди поняли, что пчелы могут жить рядом с ними. В стволах расположен­ных недалеко от дома деревьев стали выру­бать, а позднее и выжигать искусственные дупла, пригодные для заселения пчелиными семьями. Так появились первые борти.

Процесс их изготовления был несложным, но довольно долгим. Выбирали дерево не­обходимой толщины, ствол срезали на вы­соте 6-8 м от земли, в оставшемся стволике с торца выдалбливали небольшое углубле­ние. Полученную заготовку не трогали не­сколько лет.

Борти и колоды в музее старинного пчеловодства (д. Стрипейкяй, Литва)
Борти и колоды в музее старинного пчеловодства (д. Стрипейкяй, Литва)

За это время вода, скапливающаяся в углублении, вызывала гниение стволика и он постепенно размягчался изнутри. Затем его легко выдалбливали.

Внутрь борти помещали деревянную кре­стовину — опору для будущих сотов. Выре­зали отверстие-леток, а с противоположной стороны делали большое отверстие, через которое пасечник впоследствии доставал соты. Это отверстие закрывали широкой доской, крепко привязанной к борти.

С началом бортевого пчеловодства закрепилась частная собственность на пчел: у каждой борти был свой хозяин.

Свежеизготовленную борть оставляли на два-три года незаселенной. Ей нужно было хорошенько выветриться и просохнуть.

Пчеловоды вкладывали свой труд и время в пчелиное благополучие, всячески защища­ли и оберегали пчелиную семью от посяга­тельств других людей и животных. При этом они знали, что если забрать у пчел весь мед, то семья погибнет.

Старинные колоды со съемными крышками (Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта, д. Озерцо, Беларусь)
Старинные колоды со съемными крышками (Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта, д. Озерцо, Беларусь)

В Центральной Европе бортевое пче­ловодство бурно развивалось в так назы­ваемые темные годы — в начале Раннего Средневековья. В это время узаконили права бортников: за разорение чужих бор­тей в Киевской Руси предусматривались большие штрафы, а в Великом княжестве Литовском такое преступление каралось смертью.

Продукты пчеловодства стали очень вос­требованными в те времена. Мед тогда был единственной по-настоящему сладкой пи­щей, доступной европейцу со средним до­статком. Воск также находил широкое при­менение в хозяйстве.

Леса, где во множестве селились пчелы, причем в бортях, созданных человеком, объявлялись заповедными. В них запрещалась вырубка, а также любая другая хозяйственная деятельность кроме бортного промысла.

Колодное пчеловодство

Колода, в которой живут пчелы, — это та же борть, только сделанная в обрубке дерева, который можно поставить куда угодно. Это позволяет наблюдать за пчели­ными семьями, обслуживать их и собирать мед.

Сначала колоды поднимали на высоту и крепили их к стволам деревьев веревка­ми. Считалось, что на высоте пчелам лучше, к тому же это была хоть какая-то защита от медведей. Затем колоды стали выстра­ивать в ряды на небольших подставках.

Колода как произведение искусства
Колода как произведение искусства

Чуть позже появились плетеные ульи — так называемые сапетки. Их плели из лозы, затем обмазывали глиной. Ульи получались более легкими, чем колоды. Однако они были плохо защищены от непогоды и от таких врагов пчел, как грызуны. Самый главный недостаток примитивного пасечного пчело­водства — для забора меда из улья пчел вы­травливали серой.

В XVIII-XIX вв. появился так называемый линеечный улей. Он состоял из традицион­ной колоды со съемной крышкой. Пчеловод устанавливал на колоду продольные парал­лельные друг другу деревянные линейки, на которых пчелы выращивали соты. Когда наступало время медосбора, их можно было вытащить, аккуратно подрезав с боков. В та­ких ульях пчелиные семьи удавалось сохра­нять по много лет.

Как добывали мед в старину

Добыча и продажа меда были многоступен­чатой индустрией, и перед тем как появиться в розничной продаже в какой-нибудь лав­ке или превратиться в ароматную медовуху в корчме, мед проходил через цепочку пере­купщиков.

Во главе стоял купец перекупщик-оп­товик. У него была большая наработанная клиентура пасечников. Он скупал весь мед, который ему готовы были продать. Причем закупать этот продукт купцы старались как можно раньше, в самом начале сезона, когда колоды с пчелами еще стояли на пасеках.

Старинные колоды с пчелиными семьями
Старинные колоды с пчелиными семьями

В зависимости от региона сезон сбора меда растягивался с начала июня по конец июля. Первыми его собирали пасечники Кавказа и Туркестана, последний мед в сезоне поку­пали у пчеловодов Урала и русского Севера.

Обязательно заключались договоры на поставку, которые почти никогда не наруша­лись. Купец и пасечник долго торговались, договаривались о цене и в итоге «били по ру­кам». Это и являлось заключением договора. Купеческое слово стоило дороже любой бу­мажки с печатью.

За мед-сырец купец платил примерно три рубля серебром за пуд, сотовый мед уходил где-то по три рубля с полтиной. Он пользо­вался большей популярностью среди поку­пателей, но его продавали совсем немного.

Вообще цены разнились в зависимости от региона. В 1855 г. в южных российских гу­берниях цена на мед в сезон его получения была примерно два целковых с полтиной серебром за пуд, а через год цена поднялась почти до четырех с половиной серебром.

Процесс получения меда раньше называл­ся выбиванием.

Не все производители продавали свой то­вар еще до начала его выбивания. Некоторые продавали мед уже после изъятия и часто оставались с большей выгодой, чем другие. В этих случаях перекупщикам-купцам оста­валось только покупать уже готовый мед в бочках.

Обязанностью купца было обеспечить па­сечников специальными бочками, кадками и «серниками» — холстинами, пропитанны­ми расплавленной серой, с помощью кото­рых замаривали (а если назвать вещи свои­ми именами, убивали) пчелиную семью.

Серник поджигался, и струя едкого дыма направлялась в специальное отверстие в ко­лоде. Все остальные отверстия, включая ле­ток, при этом плотно закрывались.

Для того чтобы семья погибла, хватало по­лучасового окуривания.

Затем ульи с погибшими семьями свози­лись к месту непосредственно выбивания. Занимались выбиванием специально об­ученные люди, получавшие за свои труды две копейки с каждой выбитой колоды.

Пчел для умерщвления окуривали едким дымом горящей серы
Пчел для умерщвления окуривали едким дымом горящей серы

Процесс выбивания проходил следующим образом. Специальная толстостенная медо­вая кадка устанавливалась на ровный участок земли без верхней крышки. Над ней устанавливались козлы. С колоды снималось дно и высыпалась основная часть пчелиного под­мора, затем два человека брали ее с двух сто­рон и с размаху опускали на подготовленную кадку. Причем не просто опускали, а били колодку о козлы над кадкой. От удара соты отрывались и падали внутрь вместе со всем содержимым: с пергой, расплодом и частично оставшимися на сотах мертвыми пчелами.

После наполнения кадки ее содержимое переливали в большую по размеру бочку и снова устанавливали под козлы.

В бочках мед уплотняли деревянными ко­льями, то есть давили и перемешивали все вместе: мед, мертвых пчел, воск и пергу, ли­чинки и пчелиные яйца.

Бочки не наполнялись до краев, чтобы всплывший вверх воск не сорвал крышки, закупоривались и в таком виде хранились.

Вся эта малоаппетитная смесь называлась медом-сырцом, и именно в таком виде его покупали купцы-перекупщики.

Сырец продавался дальше по цепочке по­средников и попадал в руки очистителей меда.

Мед очищали осенью, выбрав для это­го погожий денек. Процесс был предельно прост: бочку с сырцом устанавливали на коз­лы и в днище просверливали маленькое от­верстие. Мед начинал стекать в заранее под­ставленную посуду.

Первое ведро спущенного сладкого густо­го вещества считалось наивысшего качества. Остальные — обычного. В холодные дни за­густевший мед плохо стекал из бочки, в этом случае процедуру проводили в натопленной бане.

Стоит отметить, что пасечники не весь мед превращали в сырец. Часть его аккурат­но доставали из колод вместе с сотами и про­давали по спецзаказам или же оставляли для личных целей. В свободной продаже сотово­го меда в дореволюционной России почти не было.

Оставшийся после спуска меда восковой лом переплавлялся в восковые бруски, под­вергаясь многократной очистке.

Воск в те времена применялся куда более широко, чем сейчас.

Современное пчеловодство

В конце XVIII-XIX вв. количество пчелосе­мей на каждого бортника, да и количество самих пчеловодов сократилось. Причиной стало стремительное развитие сахарной про­мышленности. Сахар из тростника варили в больших количествах. Он был доступным для среднего класса. Кроме того, произво­дить хмельные напитки также стали на иных видах сырья.

Однако настоящее открытие в пчеловод­стве в XIX в. упростило работу с пчелами и удешевило получение меда. Это откры­тие — рамочный улей.

Рисунок одного из первых рамочных ульев
Рисунок одного из первых рамочных ульев

Авторство приписывается российскому пчеловоду украинского происхождения Пет­ру Ивановичу Прокоповичу. Первый раз­борный рамочный улей он построил в 1814 г. Вместе с тем некоторые исследователи ут­верждают, что первый рамочный улей пред­ставил миру польский пасечник и исследова­тель Ян Джержон в 1838 г.

Но, как бы то ни было, первый рамочный улей официально запатентовал выдающий­ся американский пчеловод итальянского происхождения Лоренцо Лангстрот в 1851 г. Он создал улей, в который рамки опускаются сверху вниз. Такой конструкцией и поныне пользуется большинство пасечников мира. Мед стали собирать без умерщвления пче­линой семьи.

Медогонка, ХІХ в.
Медогонка, ХІХ в.

В 1857 г. немецкий пчеловод-изобретатель Иоган Меринг придумал так называемую вафельницу для производства специаль­ной вощины, которая вставлялась в ранее изобретенные рамки. Она облегчала жизнь пчелам и придавала сотовому меду аккурат­ный вид.

Проблему нехватки свободных сотов ре­шили с помощью центробежной медогонки, которую в 1865 г. изобрел отставной майор австро-венгерской армии Франц Грушка. До этого мед или выжимали из сотов с по­мощью пресса, или вытапливали.

Содержание большого количества пчелиных семей стало малорентабельным из-за большой трудоемкости производства меда и других продуктов пчеловодства.