Коты в живописи

Первые изображения домашних кошек относят к временам Древнего Египта. С тех пор как кошки прижились подле человека, они вошли не только в быт, но и в искусство. О пушистых питомцах, обитающих на страницах художественных произведений, мы уже поговорили, теперь пришло время обратиться к образу кошки в изобразительном искусстве.

древнеегипетский барельеф
На этом древнеегипетском барельефе человек охотится на птицу, причем в охоте участвует кот. Какую роль он выполнял — вспугивал ли дичь или приносил добычу — точно неизвестно

Кошки в древнем искусстве

В искусстве древних народов, прежде всего Древнего Египта, встречается множество изображений котов и кошек. Это связано не только с тем, что кошки почитались в Египте как священные животные, но и с тем, что их роль в жизни человека становилась незаменимой. Кошки помогали бороться со страшными паразитами, разносчиками болезней — крысами и мышами.

Изображения кошек в Римской империи

В искусстве греко-римского мира особенно привлекают внимание барельефы с изображением кошек на поводках. Эти изображения свидетельствуют, что кошки уже тогда были приручены и рассматривались в качестве домашних животных.

Кошка с куропаткой в пасти
Кошка с куропаткой в пасти. Римская мозаика
Грехопадение (фрагмент)

Грехопадение (фрагмент), Корнелиус ван Хаарлем, 1592 г. Государственный музей, Амстердам (Нидерланды)

Кошки в искусстве Средневековья и Возрождения

В средневековом искусстве кошка предстает как воплощение дьявола, и лишь на некоторых картинах мы видим доброе отношение к кошке как к домашнему питомцу. Вот такая парочка приютилась у корней древа познания — они символизируют животную природу, но в то же время более миролюбивы, чем змей-искуситель. Кошка служит символом быстротечности и непрочности земного бытия в противовес небесному. Постепенно отношение к кошкам меняется, и в моду входят портреты с этими домашними питомцами.

Двое детей дразнят кота
Двое детей дразнят кота, Агостино Карраччи, между 1588 и 1590 гг. Метрополитен- музей, Нью-Йорк (США)

Кошки в искусстве XIX в.

Особенной популярностью пользовалась тема домашних питомцев в Европе XIX в. Целый ряд работ посвятили этим очаровательным животным голландская художница Генриетта Роннер-Книп, французские художники Альфред Артур Б. де Нёрвиль, Теофиль Стейлен, английские живописцы Горацио Коулдри, Луис Уэйн, немецкий художник-анималист Юлиус Адам II, бельгийский художник Шарль Ван ден Эйкен II.

Четыре кота в разных позах
«Четыре кота в разных позах», Куниоши Утагава

Кошки в живописи Японии

Хотелось бы отдельно упомянуть о кошках в японской живописи. Их образ там столь же неоднозначен, как и само поведение кошек. С одной стороны, кошки предстают в образе хитрецов, пособников лис и даже оборотней. С другой стороны, считается, что кошка приносит счастье.

Вместе с тем кошка символизирует гармонию и равновесие. Трехцветные кошки (обратите внимание — темные пятна обязательно находятся в обрамлении рыжего или серого тона), по преданию, приносят своему владельцу счастье.

Три поющих кошки, Луис Уэйн, 1925 г.
Три поющих кошки, Луис Уэйн, 1925 г.

Кошки в человеческой одежде

Английский художник Луис Уэйн так любил рисовать кошек, что они стали для него универсальным образом, через который он воспринимал и передавал мир людей. Первоначально его кошки не носили одежек, но уже занимались чисто человеческими делами — играли в гольф, пели и танцевали. А на более поздних картинах они стали пародировать человеческое поведение и манеру одеваться. Уэйн признавался, что на самом деле скорее рисует людей, чем кошек, наделяя их кошачьими чертами. Он считал такие работы своими лучшими шутками.