Лошадь на войне

Лошадь издавна служила людям на войне и на охоте. А как только было придумано колесо, появились и первые колесницы. Произошло это примерно в XXVI веке до нашей эры. С изобретением лёгких колёс со спицами колесницы, ставшие более стремительными, начали завоёвывать мир, но только тысячу лет спустя люди хорошо освоили верховую езду. Прошло ещё много веков, прежде чем кавалеристы вытеснили колесницы, ведь первые всадники ездили без сёдел и без стремян, а лошадей тогда не подковывали металлом, поэтому в древности скакать верхом было неудобно. Но боевые кони сопровождали людей на протяжении всей истории.

Всадники древнего мира

Всадники древнего мира

И в Древнем Риме, и в Персии воины ездили верхом. Но римляне, хотя и покрывали спину лошади попоной, ещё не знали сёдел, а у персов они уже были. Седло делает удобной верховую езду как для всадника, так и для лошади. Поэтому персы были лучшими кавалеристами, римляне же перед боем спешивались. И хотя пехота римлян была очень сильна, восточные всадники, «выросшие» в седле, представляли для них грозную силу. Однако Древний мир ещё не знал стремян и современных подков.

В Древнем мире стремян не было, и всаднику просто не на что было опереться во время боя. Позднее появились кожаные стремена, а затем и железные. В 580 году император Марк Тиберий издал военный устав, где говорилось о том, что необходимо использовать именно железные стремена.

Гонки на колесницах

колесницы

В древности лошади, запряжённые в колесницы, принимали участие в различных сражениях. Такие повозки могли перевозить одного или нескольких человек. Возница управлял экипажем, а другие воины стреляли из лука или действовали мечами. Кроме того, лошади, запряжённые в колесницы, участвовали в гонках и других спортивных соревнованиях.

Степные всадники

Жизнь степных народов неотделима от лошади. С помощью этих животных кочевники прошли от границ Китая до Западной Европы — это движение позже стали называть Великим переселением народов. Седло и стремена тоже пришли на Запад из степей. А не будь этих изобретений, вряд ли появились бы и рыцари — эти «броневые машины» Средневековья, которых сложно представить без их верных коней.

Степные всадники

В Монголии говорят: «Монгол без коня, что птица без крыльев». Мальчиков здесь сажают на лошадь уже в три года — ведь монгольские лошадки небольшие: высотой примерно 120—147 сантиметров, как крупные пони. Конные состязания очень популярны в этой стране, где лошадей насчитывается несколько миллионов.

Монгольская лошадь — выносливое животное, способное добывать корм из-под снега, не боящееся ни морозов, ни жары, и при этом очень сообразительное. Она сама выбирает правильный аллюр на определённой дороге, поэтому неопытный всадник, даже ребёнок, способен проехать в седле на полном скаку достаточно длинное расстояние (более 30 километров), особенно если учесть, что сёдла в Монголии очень удобные, высокие, с деревянным каркасом. Так что всадник может ей смело довериться.

Рыцари и их верные кони

Рыцари и кони

Тяжеловооружённые всадники в металлических доспехах на лошадях, также защищённых доспехами, существовали ещё в Древнем мире. Но только с появлением железных стремян и подков с гвоздями, и когда обработка металла стала более совершенной, настала эпоха рыцарей. И стремена, и сёдла в Европу принесли конные варвары, сокрушившие Римскую империю. А несколько столетий спустя по дорогам Европы уже поскакали всадники в блестящих доспехах.

Металлические доспехи для лошадей разрабатывались одновременно с рыцарскими. Так, шанфрон закрывал голову животного, а кринет защищал шею. Но полностью защитить лошадь доспехами всё же было невозможно. И часто кони были одеты в обычную попону из ткани, на которой вышивали герб хозяина.

доспехи рыцарской лошади

Рыцари в сражениях и на турнирах выступали на скакунах породы дестриэ. Вес этой лошади, которая несла на себе закованного в 40-килограммовые доспехи всадника, доходил до 1 тонны, а рост до 2 метров. Всадник на таком боевом коне мог опрокинуть 10 пехотинцев, стоящих друг за другом. Но эта тяжёлая «боевая машина» не могла совершать прыжки, форсировать реки, двигаться по болоту, да и к тому же часто страдала от метких лучников или пехотинцев, вооружённых алебардами. И всё же прошли века, прежде чем рыцари покинули поле боя, уступив место лёгким кавалеристам и огнестрельному оружию.

Джигитовка — искусство для смельчаков

В русской армии заслуженной славой пользовалась казачья конница. Конный воин должен быть очень ловким: суметь поднять упавшее оружие на скаку, перепрыгнуть с одной лошади на другую, ехать, стоя на скачущем коне, и другое. Так появилось искусство джигитовки (от тюркского «джигит» — «храбрый, умелый всадник»). У казаков джигитовка была обязательной. О её необходимости говорилось и в воинском уставе. Сегодня же джигитовка остаётся отдельным видом конного спорта и искусством для смелых.

Судьба кавалерии

парад конной гвардии
Королевский конно-гвардейский полк. Англия

Появление огнестрельного оружия и сильной пехоты заставило рыцарей на скакунах дестриэ уйти с поля боя. Им на смену пришла тяжёлая и лёгкая кавалерия, которая действовала и в XIX, и в XX веке, хотя к этому времени разница между данными видами давно стёрлась. В Гражданскую войну 1918—1920 годов в России прославилась 1-я Конная армия под командованием С. М. Будённого. Но в 50-е годы прошлого столетия лошадей в армии заменили боевые машины.

Кавалерист почётного эскорта Президентского полка
Кавалерист почётного эскорта Президентского полка. В Советской армии в 1962 году для участия в киносъёмках был сформирован 11-й Отдельный кавалерийский полк. В 2002 году на его базе был образован Кавалерийский почётный эскорт в составе Президентского полка.
Реконструкция Бородинского сражения между русской и французской армиями
Реконструкция Бородинского сражения между русской и французской армиями в 1812 году, организованная во время его 200-летнего юбилея 1 сентября 2012 года. Бородино, Московская область, Россия.