В далекие времена лошадей разводили и берегли преимущественно для военных целей, а в мирное время их использовали для перевозки грузов, пассажиров и почты.
Передача писем и сообщений между государствами в Древней Греции, Индии и Египте осуществлялась до появления почтовых лошадей гонцами-скороходами. Первые почтовые кони появились в Персии в период правления царя Кира. Лошадей для первой в истории человечества почтовой службы выводили в специальных правительственных конюшнях. По указу персидского царя было выяснено, какой путь может преодолеть лошадь, прежде чем ее накормят. В соответствии с этим на определенном расстоянии были сформированы специальные станции, на которых работали конюхи, смотрители, ветеринары, призванные приютить, накормить, вылечить или заменить лошадей. В последующие века столь продуманная система претерпела мало изменений, совершенствовались лишь ее отдельные моменты. По свидетельству греческого историка Геродота, существовал почтовый путь длиной 2500 км из Сарда в Сузы — зимнюю резиденцию царя Кира. На протяжении всего пути насчитывалось около 111 станций, на которых гонцы, называемые персами «ангары», передавали, как эстафетную палочку, правительственные документы и донесения, указы и письма другому гонцу. Подобная дорога вела из Суз в Вавилон и другие города Персии.
После покорения Александром Македонским Персии, почтовые дороги не прекратили своего существования. Почтовые кони были по-прежнему популярны.
Опыт персов перенял великий римский император Август. Именно он учредил «Curpus publicus», что значит «общественное движение». В нем участвовали верховые лошади для доставки почты. Римляне прославились не только как великие завоеватели, но и как отличные строители дорог. Качественные прочные дороги с каменными столбами, на которых было указано количество километров от исходной точки — отправной колонны, находящейся в центре Рима, способствовали быстрой передачи сообщений. Таким образом, гонец никогда не сбивался с пути, он всегда попадал в Рим. Показательна поговорка — «Все дороги ведут в Рим». Надо сказать, что воспользоваться услугами общественной почты мог не каждый член римского общества. Она была доступна лишь государственным чиновникам. Общественной она называлась по той причине, что каждая община, через которую проходил почтовый путь, была обязана нести службу на станциях. Почтовая станция, в среднем, держала около сорока лошадей. Именно от названия этих станций «positi» произошло современное слово «почта».
Пыль стояла столбом от быстрых гонцов, мчащихся с государственными поручениями, затем почтовые служители пересели в легкие колесницы и быстрые двуколки.
Регулярная почта, предшественница современной, оформилась в Средние века. Идея по осуществлению международной связи и перевозки пассажиров с помощью сети почтовых лошадей за определенную плату принадлежит Франческо де Таксис, итальянскому дворянину из Бергамо. Именно отсюда берут начало слова «такса» и «такси».
На протяжении многих веков по дорогам Европы гонцы развозили письма и приказы, тяжелые четырехколки перевозили объемные посылки, помогая людям общаться друг с другом, поддерживать торговые отношения, объединяя тем самым народы и государства. Огромные пространства от берегов туманного Альбиона Британии, до южных берегов Черного моря, от устья Рейна до Ливийской пустыни с легкостью преодолевали почтовые кони.
Вот такое мирное применение было найдено лошадям. Еще стоит задуматься, что лучше — громкая слава, полученная за участие в военных действиях или тихая слава труженика на пользу людей?!