Лошади в культуре

Лошади в культуре

С незапамятных времен лошадь являлась источником вдохновения для людей искусства: скульпторов и художников, писателей и поэтов. Они воспевали изящные формы лошади, ее ум и преданность, спокойный нрав и скорость. Произведения искусства, которые связаны с образом лошади, демонстрируют нам господствующие тенденции в культурах разных стран мира в разные исторические периоды и эпохи. Итак, остановимся более подробно на конной символике в культуре человека и разберемся в значении образа лошади в жизни разных народов мира.

Первые рисунки, изображающие лошадь, относятся к ледниковому периоду. Это животное играло важную роль в жизни древних людей. Однако приручение и одомашнивание лошади произошло спустя несколько столетий. Прежде чем это произошло, лошадь претерпела немало изменений.

В более позднем искусстве возникла традиция создавать конную статую или картину (от немецкого Reiterstandbild), которая выступала как средство увековечения памяти великого человека. Одна из первых подобных статуй была выполнена в честь античного императора Марка Аврелия. Точно так же были увековечены фигуры ренессансных воинов в скульптурной группе «Гаттамелата», выполненной руками великого Донателло (Падуя), несколько позже подобная работа была выполнена Верроккьо («Коллеони», Венеция). В живописи эта традиция нашла яркое воплощение в творчестве гениального испанского художника XVII века Веласкеса (к примеру, конный портрет «Филиппа IV») и знаменитого фламандского портретиста Ван Дейка. Впоследствии каждый император, король, царь и монарх обязательно имел картину, где он изображался верхом на коне. Эта традиция также распространилась и на изображении святых. К примеру, конь был эмблемой таких святых, как Евстафий, Губерт, Мартин Турский, Георгий, Мартин, Маврикий и Виктор. Дикие кони символизировали святого Ипполита.

Но особенный интерес вызывает символ лошади в мифологии.

Лошади в культуре

Стремление человека объяснить окружающий мир, природу и явления выразилось в разветвленной системе мифов. Первоначально лошадь выступала как зловещее животное, которое приносит смерть. Именно поэтому в древности лошадь ассоциировалась с царством мертвых. Позднее, когда человек приручил лошадь и оценил ее ценные качества: скорость и силу, он возвысил ее до пантеона богов. В мифологии разных народов мира можно встретить лошадь как символ Солнца или упряжного коня небесной колесницы. Многочисленные персонажи легенд и сказаний передвигаются на прекрасных, золотых колесницах, запряженных мощными лошадьми. Зачастую лошадь сливалась с человеком в одно целое. Это единство воплощалось в образе кентавра или гиппогрифа (кентавр с крыльями).

Крылатый конь в мифологии разных стран мира символизировал солнце. Космическая лошадь ассоциировалась с чистым интеллектом и мудростью, невинностью и непорочностью, жизнью и светом, быстротой мысли, и скоротечностью времени, проворством и силой. Гиппогриф обладал чутким звериным инстинктом, магическими силами. Крылатым конем могли обладать и управлять лишь истинные герои. Несколько позднее лошадь стала главным животным, которое приносили в дар богам (вместо быка). Лошадь стала олицетворением Неба и плодородной Земли, мужской силы и женского начала. Поэтому часто встречаются изображения богов плодородия и Ванира верхом на лошадях.

Белый конь был символом великого Океана. Кроме этого белый конь имел отношение к принципу огня. В древних сказаниях лев, убивающий быка или коня, представлял собой Солнце, которое иссушает влагу и туман.

Черный конь олицетворял собой хаос, предвещал неминуемую смерть, выступал как знак похорон. Черный конь появлялся между старым и новым годом и предварял собой начало двенадцатидневного периода хаоса.

Отсюда следует, что образ лошади имеет двойственное значение. Белая, золотая или огненная лошадь появляется одновременно с богами Солнца, запряженная в их удивительные колесницы. Боевые, сильные, мощные кони олицетворяют лунную стихию, олицетворяют воду, море и хаос. Таким образом, можно утверждать, что лошадь означает и жизнь, плодородие и смерть

Традиционно конь в мифологии разных народов мира выступает как атрибут высших языческих богов. Лошадь почиталась как священное животное.

кентавр

Теперь обратимся к частным проявлениям символа лошади.

В одной из древнейших мифологий — шумеро-аккадской — верховное божество Мардук (бог Солнца) передвигается на колеснице, запряженной четверкой удивительных коней. В древнем Карфагене конская голова была символом города. В подтверждение этому найдены множество барельефов и монет с изображением лошади.

В буддизме лошадь есть нечто неразрушимое, вечное, скрывающее природу вещей. Одним из главных образов Авалокитешвары и Гуань-Иня является крылатый конь Туча. К тому же по старинным преданиям Будда покинул свой дом именно на белом коне. В китайском буддизме космический (крылатый) конь носит на своей спине Книгу Закона.

Для китайской мифологии характерно такое значение лошади — небо и огонь, темное начало Ян и южная сторона света, упорство и скорость. Лошадь является одним из семи магических животных Двенадцати Земных Ветвей. Китайцы считают, что лошадиная подкова (или копыто) приносит удачу и счастье. В солярных мифах крылатый конь уподобляется земной корове. В лунных — дракону, который символизирует Небо.

В даосизме конь является атрибутом Чанг Куо, одного из восьми бессмертных гениев.

В японской мифологии белая лошадь являет одну из форм проявления Бато Кваннон, которая соответствует буддийскому Авалокитшваре и Гуань-Иня, индийской богине милости и Великой Матери. Черная лошадь символ Бога Дождя.

В индуизме конь олицетворяет собой телесный корабль, капитаном которого является дух. В индийской мифологии кобыла Ману символизирует Божество Земли, а белый конь Калки является последней инкарнацией бога Вишны. Именно передвигаясь на нем Вишну приносит мир людям и спасает их. Крылатый конь Варуна происходит из вод. Также в индийской мифологии можно найти людей-коней Гандхарвы, которые олицетворяют собой естественную природу, плодовитость, и абстрактное мышление, разум и музыку. К тому же конь является стражем Юга. Индийские Упанишады описывают обряд жертвоприношения богам. Этот ритуал можно найти и в Шатапатха-брахмане, Ваджасанейи-самхите и Яджурведах, где описывается процесс сотворения мира из частей коня.

В митраизме белая лошадь является атрибутом верховного божества Митры (Бог Солнца). Белые кони несут его колесницу.

В иранской мифологии колесницу Ардвисуры Анахиты («Небесные воды»), покровительницы гармонии и всего живого несут четыре белых коня: Ветер, Дождь, Облако и Снег.

В мифологии зороастрийцев бог-громовержец Тиштрия, уподобляемый яркой звезде Сириус, ежегодно спускался с неба в виде прекрасного белого, златоухого коня и боролся с демоном засухи Апаоши, который выступал в образе черного, безобразного коня. От победы Тиштрии над Апаоши зависело дальнейшее существование людей, ведь без дождей земля станет бесплодной, а вместе с этим иссохнет и жизнь.

В исламской культуре конь предвещает счастье и богатство.

В античной мифологии белые кони запряжены в колесницу бога Солнца, которого греки называли Фебом, а римляне — Аполлоном или Митрой. Крылатый конь Пегас рожден Посейдоном — богом Морей и Океанов, землетрясений и родников, и Медузой. В связи с этим Пегас связан с принципом воды и влажности. Пегас несет на себе разрушительную молнию Зевса. Стоит отметить, что Посейдон часто в мифах появляется в образе коня. По одному из преданий Посейдон, проникнув любовью к Деметре, превратился в коня. Деметра, пытавшаяся скрыться от него, также приняла образ лошади. Однако Посейдон добился своего, в результате чего на свет появился Арион — божественный конь, умеющий говорить.

Лошади в культуре

В греческой мифологии Диоскуры передвигаются на белых конях. На праздниках, посвященных Дионису, появляются Кентавры.

В римской мифологии можно найти Эпону — богиню-защитницу лошадей. Это божество было заимствовано римлянами у кельтов.

Очень часто в кельтской мифологии встречается образ лошади. Главным атрибутом богов Эпона, Мебд из Тара и Мача из Ольстера были лошади. Часто у кельтов встречаются боги-лошади, такие как Великая Лошадь, Богиня-Кобыла, которые были олицетворением хтонических (подземных) божеств и символизировали силы смерти. Староирландское слово «Ech — лошадь» стало производящей основой для имен многих мифических персонажей, которые имеют отношение к солнечному культу и потустороннему миру. К примеру, верховный правитель Эохо Эхкейд («конская голова»).

В германо-скандинавской и тевтонской мифологии верховный бог Один скакал на восьминогой кобыле по кличке Слейпнире. По преданию Тучи были боевыми лошадьми Валькирий.

В славянской мифологии конь был порожден стихией Света — Белобогом и стихией мрака — Чернобога. Соответственно различают доброго и злого коня. В сознании древних славян белые лошади были атрибутом Перуна, Святовда и Яриле и т.д. Черные — Стрибога и других буйных стихий. В славянской мифологии Солнце — это небесная лошадь, которая в течение дня перемещается из одного конца неба в другой, а ночью отдыхает. Поэтому в христианстве образ лошади соотносится с Солнцем, смелостью и благородством, является атрибутом святых (к примеру, св. Георгия). В последствие конь стал символом царской власти. На Кавказе, в Сибири и на Алтае конь связан с ритуальными обрядами. В фино-угорской мифологии лошади выступают как держатели земли: «Земля стоит на трех конях: черном, красном и белом. Если держит черный конь, то на земле воцаряется голод и смерть. Если белый — войны и раздор. Красный конь способствует установлению мира на земле и благополучию.

Из мифологии образ лошади перекочевал в детские сказки. К примеру, хорошо известные русские сказки такие как «Золотой конь», «Сивка-Бурка», «Конёк-горбунок», а также былина «Илья Муромец» часто используют образ удивительного коня. Сказочным лошадям подвластно пространство и время, они с легкостью преодолевают огромные расстояния, спасают человека из самых сложных ситуаций, часто наделены способностью разговаривать. Народные сказки регулярно используют сюжет, в котором лошадь помогает своему наезднику вернуться из царства мертвых, таким образом, преодолевается смерть.