Самой распространенной породой лошадей, выведенной в нашей стране, по праву считаются советские тяжеловозы. Эта порода лошадей была выведена путем скрещивания шаговых рабочих брабансонов с лучшими местными упряжными лошадьми. При этом использовали поглотительный и воспроизводительный методы скрещивания. Основными местами проведения работ по выведению новой породы были такие конные заводы, как Мордовский, Починковский, Александровский и Ярославский. На Завиваловском и Перевозском конезаводах также хранится хороший племенной генофонд. Неоценимый вклад в племенную работу по разведению советской тяжеловозной породы внесли такие выдающиеся личности, как профессор Д. А. Кисловский, кандидат сельскохозяйственных наук Д. М. Лебедев, зоотехники И. А. Анцин, Г. И. Конюхов и другие. И сейчас продолжается усовершенствование советской породы по плану, разработанному И. И. Сорокиной (ВНИИК).
Официальной датой утверждения советской тяжеловозной лошади как новой породы является 1952 год.
Выращивание племенных лошадей, как правило, происходит в конюшенно-пастбищных условиях содержания.
Советский тяжеловоз обладает следующими достоинствами: высокий рост, крепкое и мощное сложение. Стандартные параметры лошади такой породы таковы (в см):
- высота в холке — 161,5;
- косая длина туловища — 167.2;
- обхват груди — 206,6;
- обхват пясти — 24,7.
Промеры кобыл дали следующие результаты, соответственно (в см): 159,4 — 167.3 — 203,7 — 23,8.
В среднем, живая масса жеребцов составляет 780 кг, кобыл — 650 кг.
Самые распространенные масти советского тяжеловоза: рыжая, рыже-чалая и гнедая.
Экстерьер советской лошади характеризуется средней, пропорциональной величине лошади головой. Длинная мускулистая шея. Широкий раздвоенный круп, мощная спина. Глубокая округлая грудь. Оброслость на ногах умеренная. Грива и хвост густые.
Гармонично, крепко сложенные советские тяжеловозы отличаются спокойным и, в то же время, энергичным темпераментом, высокой работоспособностью, неприхотливы в уходе и нетребовательны к пище. Поэтому они являются самой популярной породой лошадей в России.
Высокая скороспелость лошадей этой породы такова, что жеребята в подсосный период прибавляют в массе до 2 кг в сутки. Кобылы советской породы производят большое количество молока: к примеру, кобыла по кличке Рябина стала рекордсменкой, давшей в течение 384 дней лактации 6173 л молока. Жеребцы советские тяжеловозы являются основными улучшителями местных лошадей.
Советский тяжеловоз очень вынослив. Так, проведенные на Тамбовском ипподроме испытания на максимальную грузоподъемность дали такие результаты: 6-летний гнедо-чалый жеребец Форс (1951 г.) вывез груз (сцеп полков на колесах с пневматическими шинами) массой 22 991 кг. Другое испытание — на срочную доставку груза шагом — с лучшим результатом было выполнено жеребцом по кличке Зубр (1964 г.). Расстояние в 2 км он преодолел за 11 минут 51,8 секунд, причем повозка была массой 4,5 т (сила тяги 150 кг).
Такое сочетание положительных качеств советской тяжеловозной породы сделало лошадей этой группы незаменимыми как в сельском хозяйстве, так и в транспортной сфере, а также в мясном и молочном коневодстве.