Искони Москва, Ярославль и Владимир отличались плодородной, черноземной, но чрезвычайно тяжелой почвой, поэтому для обработки таких земель была необходима очень сильная, выносливая, крупная ломовая лошадь. К тому же, в XVIII веке активизировался рост городов, вследствие чего возникла необходимость в гужевом транспорте. Возникший спрос способствовал организации в Гавриловом Посаде (Владимирская область) казенного конного завода, где стали выводить тяжеловозных лошадей.
Благодаря прилитию местным лошадям крови благородных пород, была выведена владимирская тяжеловозная порода. Главную роль в формировании породы играли шотландские клейдесдали, а именно гнедые по кличке Лорд Джеймс (1910 г.), Бордер Бренд (1910 г.) и Глен Албин (1923 г.). Их по праву считают родоначальниками владимирской тяжеловозной породы.
Английские шайры также внесли немаловажный вклад в развитие породы. Также в процессе выведения породы использовались лошади суффолкской породы.
Местные лошади, обладавшие способностью быстро приспосабливаться к любым природным условиям, а также высокой работоспособностью, стали еще выносливее.
Официально эта порода была зарегистрирована в 1946 году.
Теперь владимирский тяжеловоз стал наравне с такими именитыми породами лошадей, как першеронская и брабансонская. Владимирскому тяжеловозу присущи такие особенности экстерьера, как:
- большой рост;
- крупная, вытянутая голова с рельефным, красивым профилем;
- длинная, массивная шея;
- высокая холка;
- широкая, упругая спина;
- широкий, мускулистый, раздвоенный круп;
- мощная, широкая грудь;
- длинные, крепкие, сухие ноги.
Для небольшой части лошадей данной породы характерно наличие фриз (ворсистые, волосяные наросты);
густая, красивая, блестящая грива и хвост.
Наиболее распространенная для владимирской породы масть — вороная, реже рыжая с белыми отметинами в области лба. Промеры владимирских жеребцов и кобыл дали следующие показатели (в см):
- высота в холке — 165,
- косая длина туловища — 173,
- обхват груди — 207,
- пясти — 24,5;
- масса 760 кг, кобыл — 680 кг.
Владимирский тяжеловоз отличается энергичным, но при этом добрым и кротким темпераментом. Скорость движения высокая. Шаги свободные, размашистые, могут ходить не только шагом, но и рысью. Именно поэтому очень популярны могучие, быстрые и красивые владимирские тройки.
В пище владимирские тяжеловозы неприхотливы, не требуют сложного ухода.
Триада главных преимуществ владимирской породы такова: «вес — скорость — выносливость».
Еще одним важным достоинством этой породы является скороспелость и плодовитость.
Самое лучшее маточное поголовье владимирских тяжеловозов можно найти на заводах Ивановской и Владимирской областей.
Лошади Гаврилово-Посадского конного завода не раз становились чемпионами тяжеловозной породы (жеребец Курган, кобыла Криница), занимали первые места в ежегодных соревнованиях тяжелоупряжных пород лошадей (жеребцы Певец, Курган, кобылы Коринка, Венгерка), неоднократно ставили мировые рекорды на тяговую выносливость (420 метров с грузом 9 тонн) и скорость передвижения.